Конституция СВОДОНЕБ СВОДОНЕБ
крайняя_колонка_бугага

Авторы
Тексты
Комментарии

Вернуться к списку:

Автору:

Сейчас по Гринвичу:
2024-03-28 15:21:46
На сайте:

Недавно посетили:

Сейчас
в Чухломе и Кологриве:

В Яунпиебалге и Бобруйске:

В Акюрейри и Уагадугу:


крайняя_колонка


Произведение:
Марго Зингер
суета сует
YY Суета сует. Каких только парафразов не удостаивалась сия библейская мудрость, и как только не трактовались тайные и явные смыслы, сокрытые за нею.
YY Путь познания тернист, но маленькие открытия приносят ни с чем не сравнимое ощущение превосходства: Да, да, мы сотворены таки по «образу и подобию»! Пытливость и любознательность - люди всегда обладали этими качествами, благодаря умению мыслить, и как следствию - существовать.
__ Попытки объяснить необъяснимое, найти начало всех начал и обуздать природу присущи человеческой натуре. Не миновала сия чаша и книгу книг – Библию. Кто-то видит в строках Священного Писания божью искру и принимает на веру каждое слово, кто-то воспринимает их как памятник древней литературы и философской мысли, с умилением зачитываясь мифами и наслаждаясь архаичностью слога, кто-то использует тексты Библии как материал для исследований во благо науке.
__ Не буду перечислять все Библейские книги, повествовать о жанрах и стилях, зачитывать лекцию о зарождении христианства. Эта информация не хранится за семью печатями и достаточно заглянуть в парочку статей или учебников, дабы освежить в памяти историю священных текстов. Скажу лишь, что в четвертом столетии процесс канонизации Библии благополучно завершился.
__
__ Библейские тексты, как любые другие художественные тексты, несут на себе отпечаток авторского виденья мира. Внимательно вчитываясь в каждое слово, особенно на языке оригинала, можно воссоздать примерный портрет автора. Главное, помнить, что сорок два мудреца, приложивших руку к созданию Библии, нам не известны, а авторство царей и пророков никем не доказано. Традиции обязывали приписывать известным и уважаемым мудрецам авторство священных книг. Напомню еще, что в оригинале и Пятикнижие Моисеево и книги Пророков и Писания создавались на древнееврейском языке. Гораздо позже появились переводы на греческий и латинский языки: Септуагинта и Вульгата.
__ Эти переводы достаточно точно передавали прямой смысл библейских текстов, но из-за полной несхожести языков, лишились многих тонкостей и подсмыслов.
__ Позволю себе привести всего один пример: имя первого человека – Адам – полностью утеряло в переводе свое значение. В еврейском языке слова «земля», «красный» и «человек» имеют один и тот же корень. В оригинале сказано, что человек был сотворен из красной земли, отсюда и имя его – Адам.
__
__ Я остановлюсь подробнее на одной из самых выдающихся порождений философско-религиозной мысли человечества. На книге, которая не дает покоя мыслителям в течение многих столетий. Она преподнесла нам множество блестящих афоризмов, уютно поселившихся в повседневности, и стала одной из составляющих нашей жизни.
__
__ «Нет ничего нового под солнцем», «Время собирать камни и время разбрасывать камни» «Что было, то и будет» «Все реки текут в море» «Всему свое время» …
__ Кто не помнит эти фразы, такие простые и мудрые? Хотя, далеко не все смогут без запинки указать, откуда пришли такие замечательные сентенции.
__ Речь пойдет об Экклезиасте, о самой коварной, мудрой и хитрой составляющей Священного Писания. Экклезиаст более всего напоминает белую ворону среди книжных библейских собратьев, как содержанием, так и образом мыслей самого автора. Его можно считать одной из заключительных книг Ветхого Завета. Именно Экклезиаст и пророческие писания предшествуют приходу Мессии. Уж сколько столетий не прекращаются споры вокруг этого произведения. Едва ли придет на ум другое творение, которое могло бы сравниться с Экклезиастом неоднозначностью выводов и крамолой подтекстов.
__ Мода на воцерковление и поиски божественного начала во всем сущем – неизбывна и неизбежна. Так было есть и будет во веки веков. Когда из-под ног уходит почва, будущее видится тягостным и размытым, а настоящее не дает ни грамма надежды, люди вспоминают о Боге. С хвалой или хулой на устах они обращают свои взоры к безмолвным небесам. И все-таки, религия – опиум для народа, или отголоски высшей истины, спрятанной под обломками «рацио»?
__ Автор Экклезиаста ищет ответы на вопросы веры, и приходит к неутешительным выводам. Он сокрыл свое имя, называя себя Коэхелет, ( по греч. Экклезиаст). У названия нет точного перевода, его русский эквивалент – Проповедник, тем паче не отображает истинного смысла. Скорее всего, Кохелет – «говорящий в собрании», причастие от слова «кахал» - община. И автор, человек умный и давший себе волю задаваться скользкими вопросами о Божественном начале, предположительно собирал вокруг себя учеников, до которых доносил святые истины.
__
__ Экклезиаст не что иное, как самый натуральный псевдоэпиграф. Жанр библейской литературы, столь распространенный и увлекательный. Автор приписывает книгу царю Соломону, мудрейшему из мудрых. Но некоторые выражения и сам язык Экклезиаста показывают определенные нестыковки с именем Соломона:
__
__ 1:12: «Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме»
__ 1:16: «я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом»
__
__ Едва ли царь Соломон, процарствовавший до конца своей жизни, мог бы говорить об этом в прошедшем времени; да и был Соломон вторым после Давида царем в Иерусалиме, так что выражение «все, которые были прежде меня над Иерусалимом» говорит само за себя.
__ К тому же, о царской власти и заботе о государстве не произносится ни слова, рассматриваются дела простых смертных. И это притом, что каждый уважающий себя царь был обязан вести царские списки, указывая в оных свои победы и прославляя собственное величие в назидание потомкам. И не только цари оставляли памятные таблицы и стелы о своих благих зачинах. Язык повествования, стилистические и грамматические особенности, позволяют определить примерное время создания – рубеж 4–3 вв. до Р.Х.
__
__ По всем признакам Проповедник (да будем уж величать его так) – житель Иерусалима. Он упоминает в тексте Храм и приношение жертв, как нечто обыденное и само собой разумеющееся. Более того, почти дословные строки из египетских поэтов и цитаты из эпоса о Гильгамеше выдают просвещенность автора. Рассуждения о Боге, о человеке, звучат в книге весьма неоднозначно. Как всегда, в эпоху смутных времен, когда войны и неустроенность раздирают души людей, кто-то начинается задаваться вопросом, а есть ли Всевышний? И наступает этап охлаждения к вере. Проповедник жесток в своих высказываниях. Он отказывает человеку в божьей милости, позволяя себе философские вольности. В его лице религиозная мысль отказалась от веры в возможность Союза с Богом.
__ Без зазрения совести он проповедует нигилистические взгляды на миросуществование:
__
__ {Род уходит, и род приходит, а Земля остается навек.
__ Восходит солнце, и заходит солнце, и на место свое поспешает,
__ Чтобы опять взойти;
__ Бежит на юг и кружит на север,
__ Кружит, кружит на бегу своем ветер,
__ И на круг свой возвращается ветер;
__ Бегут все реки в море, — а море не переполняется,
__ К месту, куда реки бегут, —
__ Туда они продолжают бежать;
__ Все—одна маета, и никто рассказать не умеет, —
__ Глядят — не пресытятся очи, слушают — не переполнятся уши.
__ Что было, то и будет, и что творилось, то творится,
__ И нет ничего нового под солнцем.
__ Бывает, скажут о чем-то: смотри, это новость!
__ А это уже было в веках, что прошли до нас.
__ Еккл 1,4-10}
__
__
__ Цикличность движения Вселенной – метафизика не библейского порядка. Эти строки оценил бы каждый второй греческий философ. И Гераклит и Зенон, и Эпикур подписались бы под ними не задумываясь. И снова, капитальное знакомство с греческими мудрецами подтверждает догадку о блестящем образовании Проповедника.
__ Изрядный пессимист, он везде видит черную сторону: насилие и вражду, человеческие пороки. Более того, его рассуждения и знания, укрепляют в мысли, что он не выходец из народа, что ни дня не изнурял себя тяжким трудом. Во истину, многая мудрости, многая печали.
__
__ Главное, что отличает этику Экклезиаста от этики пророков - крушение уз между религией и нравственностью. Пророки изыскивали в вере силу для проповеди добра, человечность и вера для них едины. Проповедник этой связи не ощущает. У него нет вдохновения, даруемого верой, и ему остается рассчитывать лишь на обычные земные радости. Благо, денежная независимость позволяет идти на эксперименты. Но настигает полнейшее разочарование. Хевел - «суета», буквально означает дым, ничтожество, нечто мимолетное, а «Суета сует» - хавел-хавалим — высшую степень тщетности:
__
__ {Что пользы человеку от всех его трудов,
__ Над чем он трудится под солнцем?
__ Еккл 1,3
__
__ Я сказал себе «дай испытаю весельем,
__ Познакомься с благом»
__ Но вот это тоже тщета
__ О смехе промолвил я «вздор»
__ И о веселии «что оно творит?»
__ Еккл 2,1-2
__
__ Лейтмотивом Экклезиаста становятся эти строки:
__
__ И вот, все суета и погоня за ветром.
__ Еккл 2,10-11}
__
__ Люди всегда стремятся к материальным благам, Коэлет же на собственной шкуре проверил каково иметь все, предоставив себе все блага тогдашней цивилизации. И, естественно, радости они ему не принесли. Скучно, скучно и тоскливо жить на свете. Неуютно ему без предназначения и света в конце туннеля. Куда идти? Где спрятаться?
__ Можно соглашаться с автором или поспорить, а можно задуматься о бытие. Мне иногда за этими строками слышится доля сарказма и видится ядовитая ухмылка. Настолько ль плоха суета сует и погоня за ветром, если в жизни все относительно и в равной степени эта относительность распространяется как на хорошее, так и на плохое? Экклезиаст не зря стоит особняком в библейской литературе и продолжает смущать читателей.
__
__ {Когда склонил я сердце — мудрость познать,
__ И увидеть заботу, что создана под солнцем,
__ То увидел я все дела Божии.
__ И не может человек найти суть дела ..
__ Сколько бы ни трудился человек — не найдет.
__ Человек не знает, что предстоит —
__ Любовь или ненависть? Все возможно.
__ Еккл 8,16}
__
__ И все-таки Проповедник не научный атеист, хоть влияние греческой философии выплескивается буквально из каждой строки. Откуда, как не от умствующих греков могли в те времена подцепить просвещенные соседи заразу вольнодумства и старания постичь непостижимое? Проповедник лишь разделяет Божественное начало и человеческие возможности. Бог создал небо и землю, создал людей, а далее пути их разошлись, каждый отныне отвечает сам за себя. Прискорбен факт зависимости человека от Господа.
__
__ {Все Он сделал прекрасным в свой срок,
__ Даже вечность вложил им в сердце,
__ Но чтоб дела, творимые Богом,
__ От начала и до конца не мог постичь человек.
__ Еккл 3,10-11}
__
__ Экклезиаст достойное детище эпохи, отображающее потерянность светлых умов. Его коварство в неприкрытом пессимизме и неоднозначности. Любой автор всегда говорит больше чем, хочет сказать, и кроме прямого смысла, заложенного при написании, последующие поколения выищут еще тридцать три. Никто не ответил доходчиво на вопрос для чего мы живем. По-моему, Экклезиаст был близок к ответу. Но…
__
__ {Что пользы человеку от всех его трудов,
__ Над чем он трудится под солнцем?
__ Еккл 1,3}
__
__ А ведь существовало красивое объяснение ограниченности человеческих возможностей.
__ «Берейшит бара Элохим» - таковы первые слова Торы. Кто не знает как выглядит буква Бэт, представьте себе русскую букву П, упавшую на правый бок. Мудрецы говорили, что начало учения и безграничность человеческих возможностей начинаются от этой буквы, со времени создания мира, появления человека. Поэтому вперед путь открыт. А все, что было до сотворения мира, то, что осталось позади буквы Бэт, у нее за спиной – нам не подвластно и не стоит пить море даже маленькими глотками, затея окажется бесполезной, славы не прибавит, но соль разъест внутренности.
__ Все же, образ мыслей Проповедника, который, вполне возможно, осознанно взялся за перо, дабы пощекотать нервы современников и наследить в истории, не такой уж и упаднический. Жизнь полосата как тигр, и кормить тигра булочкой для приручения не рекомендуется. За горестями следуют непременно светлые времена, политические катаклизмы своевременно сотрясают человечество, помимо бед принося замечательные памятники искусства и культуры. И никогда не стоит забывать, что у любой медали имеются две стороны, а черного и белого не существует в природе. Особенно в морально-этических постулатах. Люди завсегда останутся людьми, добродушными и наивными двуногими хищниками, гоняющимися за вчерашним днем, философским камнем и собственным великолепием.
__
__


Отзыв:


… И солнце, что встает
над местечком в Литве или в Польше.
Никогда больше
Не увидит в окне
Старика-еврея, что бормочет псалмы.
Не осветит оно
Старика, что бредет в синагогу.

Исаак Каценельсон.
«Песнь убитого еврейского народа».
Пер. с идиш. Посмертно.


раздел:
0
прочтений:
1059


Отзывы на этот отзыв:
►►2010-06-16 22:43:45 Марго Зингер
aa
Об этом сложно стихи хорошие писать, чтобы не выйти за грань фальши и пафоса. Спасибо за Каценельсона.
Но еврейский народ, как в том анекдоте, до конца не убили:)
Помните: где коммунизм и где евреи?)))
страница 0
крайняя_колонка_бугага
Свод Законов
Канцелярская Крыса
Книга Жалоб
Миллион значений
Пан Оптикум
Помощь
рецензии
Школа дураков

Все права на опубликованные произведения принадлежат их авторам. Копирование, полное или частичное воспроизведение текстов без разрешения авторов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом об авторском праве. По всем вопросам, касающимся использования размещенных на сайте произведений просьба обращаться непосредственно к авторам, администрация сайта не уполномочена вести какие-либо переговоры от их имени.