Конституция СВОДОНЕБ СВОДОНЕБ
крайняя_колонка_бугага

Авторы
Тексты
Комментарии

Вернуться к списку:

Автору:

Сейчас по Гринвичу:
2024-04-18 00:26:55
На сайте:

Недавно посетили:

Сейчас
в Чухломе и Кологриве:

В Яунпиебалге и Бобруйске:

В Акюрейри и Уагадугу:


крайняя_колонка



Михаил Розенштейн. тройная потеря.
МИЛЛИОН ЗНАЧЕНИЙ

О любви
Есть больное наследство,
есть стихи на столе,
есть любовь - это средство
выживать на земле.
Выживать, не старея,
не сжигая ни дня,
ни о чём не жалея,
никого не виня.
Над вчерашним ночлегом
облака чередой,
листопадом и снегом,
и вечерней звездой,
и потерянным домом,
и бессонницей, и
чем-то очень знакомым
пахнут губы твои.
Сладок дым папиросы,
ни к чему горевать,
есть любовь - это способ
на земле выживать.
Неизбежна оплата
всех удач и побед,
небо в красках заката,
время сходит на нет.
Только это не страшно,
жизнь, как прежде, легка,
и над домом вчерашним
чередой облака.
И сдаваться без боя
нам совсем не к чести,
так уж вышло, что двое
нас на этом пути.
Плачь же, радуйся, бедствуй,
но для нас для двоих
лишь любовь - это средство
оставаться в живых.



Все три стиха выглядят небольшим циклом, потому что их связывает одна нить, нет, не любовь, эта нить - потеря. А любая потеря вызывает грусть

Вот первый стих. казалось бы, уж он-то о любви. Но эту любовь очень трудно удержать, она почти несуществующая. С губами любимой женщины связываются такие эфемерные и неуловимые вещи как снег и листопад (обратите внимание, что они к тому же содержат в себе "умирание"). Любая звезда недостижима для живого человека, а вечерняя звезда особо печальный образ. Дом уже не удалось удержать, и он потерян. И даже сон потерян (бессонница). Ничего не осталось здесь и сейчас, кроме необходимости выживать. Победы и удачи уже были, потому что за них сейчас надо платить. Все или кончается, или уже кончилось, а может и совсем не было. Даже время исходит на нет, кончается, как и день, к закату.
Настойчиво становятся рядом вчерашний дом (ночлег) и облака. Что, впрочем, неудивительно - облака невозможно удержать, только что (вчера) они были и вот уже растаяли (кончились).




Осенняя соната
...и задумчивый город засыпан опавшей листвой,
и пронзителен воздух - такие теперь времена...
Это поздняя осень кружит над моей головой,
жёлто-красная осень, так странно похожая на
те, которые были, и, видишь, куда-то ушли,
оставляя не то, чтобы грусть, и не то, чтобы боль,
но какую-то смуту, и запах подмёрзшей земли,
перемешанный с небом и с той же опавшей листвой.
А над миром горят фонари, всё горят фонари,
так иди, унося эту смуту под синим плащом,
и, как в детстве, опять сам с собой говори. Говори,
что листва облетает на свете, а ты ни при чём.
Вот и слушай пресветлую песню осенних сонат,
осенённую сумраком солнца, как сонной свечой,
понимая, что ты, как всегда, навсегда виноват
в вечных горестях этой земли. И во многом ещё.

Снова опавшая листва, этот сквозной образ. Все мысли и сны устремлены назад, в прошлое. Как в первом стихе настойчиво повторялся вчерашний дом, здесь все время возникает прожитая (канувшая) зима, опустевшие будни, давние друзья и враги. И снова звучит нотка неизбежной расплаты в словах "ты ни при чем". Ну и, конечно в двух последних строках.



Вот видишь, всё прошло...
Вот видишь, всё прошло, вот видишь, постепенно
всё явственней весна, всё выше облака,
и в сумерках твоих прелюдия Шопена
пронзительно проста, светла и высока.

И снятся голоса из опустевших будней,
из прожитой зимы распахнуто окно,
и всё яснее дни, и вечера безлюдней,
и всё понятней жизнь, как это ни смешно.

Так жги свои мосты, пока зари полоска
над городом пустым красна и холодна,
пока в твоей душе ни зла, ни отголоска
той канувшей зимы - лишь мир и тишина.

Что ж, празднуй этот мир с его неясным светом
на лезвии клинка проснувшейся зари,
вы с ним давно враги - не говори об этом,
вы с ним друзья давно - об этом говори.

А ведь ключевые слова остались теми же самыми: улетевшие облака, сумерки и улетающая ввысь музыка, кончившаяся зима и потерявшие все будни. В каждом катрене подчеркивается: прошло, прожито, кануло, пусто....Пустой город и пустая душа еще больше укрепляют мысль о несуществовании той любви, из первого стиха. И единственная светлая нотка в двух последних строках. Впрочем, без "давно" и в них не обошлось.

что это такое?

раздел:
миллион значений
прочтений:
1815


Отзывы:
2009-03-21 13:48:42 Марго Зингер
aa
Классно, как в старые добрые времена. Я соскучилась по этой рубрике.
Это не открытие, что о плохих стихах или о недопетых до конца мыслях автора писать отзывы всегда гораздо проще. А столкнувшись с настоящими стихами, порой, очень сложно подобрать нужные слова, чтобы не скрываться за пустыми формулировками - нра, очень понра и тому подобными глупостями. Особенно когда хочется сказать автору, что тебе его настроение близко, а образы завораживают.
Вот Митиль всегда умеет найти нужные слова.

2009-03-21 19:40:36 Виссарион Григорьев
aa

Удивительные строки, они ведь безысходны, застарелы как вечная печаль, но не мрачны. Тихая грусть и смирение дышат в каждом слове.

Красивые стихи, и как чутко уловлен их настрой.


2009-11-17 17:35:01 Дмитрий Маштаков
aa
Михаил Розенштейн - один из моих любимейших авторов на стихи.ру, я его стихи не только скопировал, но и издал самиздатом, раздав книжечки своим друзьям, могу и прислать всем, кто захочет ( файл в формате брошюра для печати из Ворд офис). Конечно, о хороших стихах можно говорить долго, находя в них миллион значений, и приятно было читать всё это.
Я же хочу отметить особенность стиля М.Р. -
виртуозное использование случайного хода слов и великолепные повторы. Содержание передаётся не как нечто внешнее, а как бы изнутри, как размышление автора, беседующего с читателем. [...]
страница 0
крайняя_колонка_бугага
Свод Законов
Канцелярская Крыса
Книга Жалоб
Миллион значений
Пан Оптикум
Помощь
рецензии
Школа дураков

Все права на опубликованные произведения принадлежат их авторам. Копирование, полное или частичное воспроизведение текстов без разрешения авторов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом об авторском праве. По всем вопросам, касающимся использования размещенных на сайте произведений просьба обращаться непосредственно к авторам, администрация сайта не уполномочена вести какие-либо переговоры от их имени.